Так, Департамент на постоянной основе помимо дачи разъяснений и консультаций потребителям о своих правах и законных интересов и обязанностях продавцов, совместно с общественными объединениями проводят круглые столы, акции, семинары, брифинги, выступления на местных телеканалах, публикаций в социальных сетях, производится раздачи памяток продавцам о соблюдении законодательства о торговой деятельности.
Вместе с тем, нарушения имеют место. Так, Департаментом торговли и защиты прав потребителей за первое полугодие в целом применены меры административного характера в сфере торговли за превышение 15 % пороговой надбавки на социально значимые продовольственные товары в виде предупреждения к 234 субъектам предпринимательства, наложены 26 штрафов на сумму 578,0 тыс. тенге. В сфере защиты прав потребителей за не предоставления ответа на претензию и отсутствия уголка потребителей субъектам предпринимательства внесено 30 предупреждения и 1 штраф.
За текущий год в адрес Департамента поступило 303 обращений, из них чаще всего нарушаются в сферах:
розничной торговли и составляет 60 % от общего числа жалоб,
услуги ЖКХ– 11 %,
туристические услуги – 8 %,
общественного питания-5%.
Так, участились случай продажи автосалонами ненадлежащего качества автомобилей. Продолжаются случаи продажи массажных накидок, не соответствующие описанию. При обращении в Департамент потребителям с начало года оказана помощь в возврате денежных средств на сумму 30,2 млн. тенге.
Касательно выявления небезопасной и некачественной продукции по результатам совместной работы Ситуационного штаба исследовано 37 вида импортной продукции. По 25 видам продукции выявлены нарушения как несоответствие продукции санитарно-эпидемиологическим требованиям и маркировке.
В отношении восьми субъектов предпринимательства составлены протокола об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 30 МРП, и внесены предписания об их устранений нарушений.
Департамент напоминает субъектам бизнеса о необходимости соблюдения требований, действующего законодательства в сфере торговли и защиты прав потребителей в том числе:
— торговая надбавка не более 15 % от отпускной цены производителя или закупочной цены оптового поставщика;
-наличие ценников на реализуемые товары;
-возврат и обмен товара потребителю в течении 14 дней;
-информация о товаре (работе, услуге);
-наличие «уголка потребителя»;
-ответ на претензию потребителя в течение десяти календарных дней.