Как защищаются права потребителей в Акмолинской области?
В Акмолинской области в первом полугодии 2025 года наблюдается активизация работы по защите прав потребителей и позитивные изменения в этой сфере. О проделанной работе на брифинге рассказал заместитель руководителя областного департамента Комитета по защите прав потребителей и торговли Самат Сайдалин, передаёт Региональная служба коммуникаций.
По его словам, количество обращений от граждан с каждым годом растёт, и это — не тревожный сигнал, а положительный тренд.
“В первом полугодии текущего года в департамент поступило 404 обращения — на 7% больше по сравнению с прошлым годом. Это свидетельствует о росте правовой культуры и осознании гражданами своих прав. Для нас это важный показатель”, — отметил Сайдалин.
Наибольшее количество жалоб связано с розничной торговлей и онлайн-покупками. Чаще всего акмолинцы жалуются на некачественный товар или на то, что заказ вовсе не был доставлен. В целом зафиксировано 98 обращений, связанных с интернет-торговлей.
“Зачастую потребители становятся жертвами мошенничества на таких платформах, как Instagram, Kolesa.kz, Wildberries. Мы постоянно предупреждаем население об этом. Особенно важно не производить предоплату при покупке у частных продавцов”, — подчеркнул замруководителя департамента.
Так, только в Кокшетау после спора, возникшего из-за массажного аппарата, потребителю было возвращено 4,2 миллиона тенге. Всего с начала года потребителям возмещено 1,68 миллиона тенге. Это стало возможным благодаря решению споров между бизнесом и покупателями в досудебном, медиативном порядке.
Контрольные и профилактические мероприятия также не остались без внимания. За полгода департамент провёл 16 проверок, по итогам которых в 11 случаях были вынесены предупреждения, а сумма наложенных штрафов превысила 216 тысяч тенге.
“Наша цель — не только наказывать, но и разъяснять. Поэтому мы стремимся сначала выносить предупреждения, а не штрафовать”, — добавил Самат Сайдалин.
Активизировалась и информационная работа с потребителями. В рамках проекта «Качественный продукт» были проверены 21 наименование товаров, по результатам трёх экспертиз выявлены нарушения технических регламентов. По этим фактам назначено 157 тысяч тенге штрафов.
Кроме того, реализуются и социальные инициативы. Так, в Акколе в пилотном режиме внедрён проект «Социальный кошелёк», предусматривающий выдачу цифровых ваучеров для покупки продуктов питания социально уязвимыми слоями населения.
“Защита прав потребителей — это не только торговля. Это, в первую очередь, право гражданина на достойную жизнь. Для нас важно каждое обращение, ведь за ним стоит настроение и качество жизни конкретного человека”, — подытожил Самат Сайдалин.