Национальный Превентивный Механизм- основной инструмент защиты прав человека в закрытых учреждениях

Республика Казахстан, являясь участником основных международно-правовых договорных механизмов в сфере соблюдения прав человека, твёрдо придерживается политики нулевой терпимости к пыткам и насилию.

За последние годы Казахстан предпринял значительные шаги по искоренению пыток и созданию эффективной системы защиты прав человека.

Благодаря масштабным реформам, инициированным по поручению Главы государства, система борьбы с пытками претерпела кардинальные изменения, став более прозрачной и эффективной.

Одним из важнейших инструментов профилактики стал «Национальный превентивный механизм (НПМ)», успешно функционирующий более десяти лет по модели «Омбудсмен+».

Эффективность участия НПМ обеспечивается конкретными законодательными и практическими мерами с учётом наилучших международных стандартов, отражённых в международных правовых актах ООН (Конвенция ООН против пыток, Минимальные Стандартные правила ООН в отношении обращения с заключёнными (Правила Нельсона Манделы), Правила ООН, касающиеся обращения с женщинами-заключёнными и мер наказания для женщин-правонарушителей, не связанных с лишением свободы (Бангкокские правила), Пекинские правила ООН и др.), а также основывается на нормах и институтах национального уголовно-исполнительного законодательства Казахстана.

Задачи, обозначенные Президентом Республики Казахстан Токаевым К-Ж.К. в Послании народу Казахстана от 16 марта 2022 года «Новый Казахстан: путь обновления и модернизации» относительно формирования нового качества нации, создания атмосферы «нулевой терпимости» к пыткам и жестокому обращению, достаточно точно отражают смысл функционирования НПМ.

В рамках НПМ в Казахстане создана уникальная модель взаимодействия государственных органов и гражданского общества при координирующей роли Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан, нацеленная на искоренение пыток во всех учреждениях закрытого типа.

Число объектов, находящихся под мониторингом НПМ, увеличилось почти в шесть раз — с 600 до 3,5 тысяч, а количество посещений выросло в 2 раза.

В составе 20 региональных групп работают 105 независимых специалистов, включая врачей, правозащитников и социальных работников, деятельность которых осуществляется автономно от государственных органов, что гарантирует объективность и беспристрастность проверок.

Основные цели и задачи НПМ — предупреждение пыток и других форм жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания. Его деятельность включает регулярные и внеплановые посещения учреждений, сбор информации о соблюдении прав человека, подготовку отчётов и рекомендаций для уполномоченных органов.

В 2024 году мониторингом охвачены 489 подмандатных объектов. Это организации органов внутренних дел – 249, просвещения – 108, социальной защиты населения – 79, здравоохранения – 49, обороны – 2 и национальной безопасности – 2. По результатам посещений в государственные органы внесены 3 254 рекомендации.

Региональными представителями Омбудсмена оказывается всестороннее содействие методического и организационного характера. Следует отметить, что в 2024 году по инициативе участников НПМ осуществлено 81 совместное посещение подмандатных учреждений. Региональными представителями Уполномоченного проведено 710 самостоятельных посещений, внесено более тысячи рекомендаций, 80% уже исполнены, к дисциплинарной ответственности привлечены 222 должностных лица.

Эффективность работы НПМ подтверждает и статистика поступающих жалоб на пытки. Последние 3 года мы наблюдаем серьёзное снижение жалоб с 447 до 111.

Значительное снижение жалоб на пытки наблюдается при кратном увеличении числа осужденных должностных лиц за такие преступления с 17 до 47.

Это даёт серьёзные основания полагать, что комплексные меры, включая превентивные посещения, дают свой эффект.

Превентивные посещения участниками НПМ в 2024 году позволили выявить и актуализировать целый комплекс системных проблем, 12 характерных практически для всех учреждений системы образования, здравоохранения, социальной защиты, МВД, МО РК и др.

Имеющиеся проблемы в основном касаются недостатков материально-технического обеспечения учреждений; материально-бытовых, санитарно-гигиенических условий; обеспечения своевременного доступа к первой доврачебной и к квалифицированной медицинской помощи; проблемы, связанные с нуждами и потребностями лиц с ограниченными возможностями по состоянию здоровья и других представителей уязвимых групп населения; обеспечения конфиденциальности юридической помощи; возможности подачи жалоб и обращений; осведомлённости персонала учреждений, ставших объектами превентивных посещений, о содержании международных стандартов прав человека и законодательства Республики Казахстан, о национальном превентивном механизме.

Итоги работы НПМ отражены в консолидированном доклад, который подготовлен во исполнение ст. 23 Факультативного протокола к Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания и в соответствии с требованиями, изложенными в согласованных руководящих принципах представления докладов согласно международным договорам о правах человека.

Консолидированный доклад опубликован на официальном сайте Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан:  https://www.gov.kz/memleket/entities/ombudsman.

Защита и продвижение прав человека остаются главными задачами правозащитного института, направленными на повышение уровня социальной защиты, обеспечить достойные условия проживания и соблюдение прав уязвимых категорий населения, а также создания более эффективной и гуманной системы социального обслуживания в Казахстане.

Гульнара Джанбекова, представитель Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан по Акмолинской области

By admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также