Публичный договор. Порядок его заключения и расторжения.
Недавно я приняла участие в рабочей встрече, организованной НПП «Атамекен», в которой также присутствовали предприниматели Атбасарского района и представитель прокуратуры. В ходе встречи представители предпринимательского сообщества высказались об актуальных для бизнеса проблемах, барьерах, негативно влияющих на развитие в регионе предпринимательства. В частности, хлебопеки подняли проблему подорожания продуктов для изготовления главного продукта – хлеба, представители сельхозпредприятий и крестьянских хозяйств сетовали на потраву и вытаптывание их посевов скотом. Также были озвучены претензии в недобросовестном исполнении договорных обязательств в сфере действия публичного договора.
По итогам заседания договорились встречаться в таком формате один раз в месяц.
Участники мероприятия обратились с просьбой дать разъяснение понятия «публичный договор», путем опубликования в местных СМИ.
Чтобы сдержать данное обещание эту статью хочу посвятить теме: публичный договор, его виды, порядок заключения и расторжения. И, чтобы не быть голословной, приведу некоторые примеры из судебной практики.
Согласно статье 387 Гражданского кодекса Республики Казахстан (далее — ГК) публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и тому подобное).
Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законодательством допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
Отказ лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары (работы, услуги) не допускается.
При необоснованном уклонении лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 399 настоящего Кодекса.
В случаях, предусмотренных законодательными актами, Правительство Республики Казахстан может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 настоящей статьи, ничтожны.
Согласно же статье 388 ГК в договоре может быть предусмотрено, что его отдельные условия определяются примерными условиями, разработанными для договоров соответствующего вида и опубликованными в печати.
В случаях, когда в договоре не содержится отсылка к примерным условиям, такие примерные условия применяются к отношениям сторон в качестве обычаев делового оборота, если они отвечают требованиям, установленным статьями 3 и 382 настоящего Кодекса.
Примерные условия могут быть изложены в форме примерного договора или иного документа, содержащего эти условия.
Таким образом можно выделить 4 основных признака публичного договора:
субъектами договора являются: продавец — коммерческая организация, покупатель – потребитель товаров, работ и услуг;
он устанавливает обязанности коммерческой организации по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг;
эти обязанности организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится;
установление единой стоимости товаров, работ и услуг для каждого покупателя.
Из смысла приведенных норм законодательства следует, что
покупатель (потребитель) вправе отказаться от заключения публичного договора, тогда как для продавца отсутствует возможность отказа от его заключения.
Также требовать понуждения заключить договор вправе только потребитель (контрагент) обязанной стороны. Коммерческая организация понуждать потребителя к заключению такого договора не вправе.
Разногласия сторон по отдельным условиям публичного договора могут быть переданы потребителем на рассмотрение суда.
На законодательном уровне в качестве публичных договоров определены следующие:
— договор розничной купли-продажи;
— договор энергоснабжения;
— договор проката;
— договор бытового подряда;
— договор перевозки транспортом общего пользования;
— договор хранения, осуществляемого в качестве предпринимательской деятельности;
— договор хранения на товарном складе общего пользования.
Порядок заключения публичного договора.
В отличие от других видов договора публичный договор не требует письменного оформления и его последующего подписания сторонами, обладает юридической силой в силу совершения сторонами определенных действий, указывающих на их волеизъявление вступить в договорные отношения.
Отдельные виды публичных договоров имеют свои особенности заключения.
Так, к примеру, договор розничной купли – продажи заключается путем публичной оферты. Подтверждением его заключения является выдаваемый при покупке чек. Договор энергоснабжения считается заключенным на условиях, установленных коммерческой организацией, с момента первого фактического подключения абонента к присоединенной сети. Публикация текста договора на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов по информационному обеспечению является письменным предложением заключить соответствующий договор. При этом подтверждением его заключения со стороны потребителя является последующая оплата услуг на условиях, предусмотренных публичным договором. Публичный договор, совершенный в вышеназванном порядке считается заключенным и обладает юридической силой.
При несогласии с условиями договора, потребитель в течении тридцати дней вправе направить протокол разногласий коммерческой организации. В таком случае договор может быть заключен после согласования его условий сторонами, либо путем определения спорных условий договора решением суда.
Изменение и расторжение публичного договора.
Главой 24 ГК предусмотрены основания и порядок изменения и расторжения договора.
Так, согласно статье 401 ГК изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законодательными актами и договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законодательными актами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
При этом согласно статье 402 ГК соглашение об изменении и расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из законодательства, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное.
Требование об изменении или расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законодательством либо договором, а при его отсутствии — в тридцатидневный срок.
В силу пункта 2 статьи 404 ГК требование об изменении или расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законодательством либо договором, а при его отсутствии — в тридцатидневный срок.
Исходя из вышеуказанных норм закона сторона договора вправе направить другой стороне письменное уведомление о расторжении заключенного договора. В случае неполучения ответа в срок, то сторона вправе обратиться в суд с иском о расторжении договора.
При этом следует отметить, что односторонний отказ от исполнения договора может быть реализован только в том случае, если это установлено законом или самим договором.
Так, в соответствии с пунктом 4 статьи 490 ГК в случаях, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, он вправе отказаться от договора в одностороннем порядке при условии уведомления об этом энергоснабжающую организацию и полной оплаты использованной энергии.
Что касается договора на сбор и вывоз твердых бытовых отходов (мусороудаление), то данный вид услуг относится к коммунальным услугам. Предоставление данной услуги производится на основании договора, заключенного между поставщиком и потребителем и/или иным лицом, доверенным в установленном законодательством порядке заключать договора.
Расторжение его в одностороннем порядке возможно в порядке статьи 401 ГК, то есть при существенном нарушении условий договора другой стороной, либо в случаях, прямо предусмотренных самим договором.
Пунктом 33 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных приказом и.о. Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан за № 249 от 29 апреля 2020 года, регламентировано, что при неполучении коммунальных услуг, получении коммунальных услуг ненадлежащего качества или не в полном объеме потребитель извещает об этом поставщика лично (заявкой) или электронно посредством объектов информатизации в сфере жилищных отношений и жилищно-коммунального хозяйства либо устно через структурные подразделения поставщика по взаимодействию с потребителем с обязательным указанием времени, даты ее передачи и фамилии лица, передавшего/принявшего заявку. В извещении указывается: время начала ухудшения качества (отсутствия) коммунальных услуг, характер ухудшения и необходимость присутствия представителя поставщика (если ухудшение качества коммунальных услуг или ее прекращение поставщиком в журнале не зафиксировано).
Согласно же пункта 34 названных Правил, при отказе поставщика удостоверить факт не предоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг низкого качества потребитель вправе составить акт и письменное заявление, где указывается: 1) время начала отказа в коммунальных услугах (отключения) или некачественной ее поставки; 2) характер ухудшения качества коммунальных услуг; 3) время подачи заявки и ее регистрационный номер (по журналу поставщика); 4) время восстановления коммунальных услуг (нормализации ее качества); 5) период отсутствия (ухудшения качества) коммунальных услуг.
Акт подписывается потребителем и не менее двух человек, в том числе: членом совета дома, председателем объединения собственников имущества или доверенным лицом простого товарищества либо управляющим многоквартирным жилым домом или управляющей компанией и направляется поставщику. В случае не урегулирования спора по согласованию сторон, потребитель имеет право обратиться в суд.
Анализ судебной практики по указанной категории споров наглядно демонстрирует, что изменение и расторжение договора возможны только по соглашению сторон, если иное не предусмотрено законом или самим договором. Односторонний отказ от обязательства законодателем допускается лишь в случаях и по основаниям, предусмотренным 401 и 404 ГК.
Примеры из судебной практики
Истец ТОО «С» обратилось в суд к ответчику Ж. о взыскании задолженности. Иск мотивирован тем, что 21 декабря 2014 года между сторонами заключен договор на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов. В период с июля 2017 года по августа 2020 года образовалась задолженность по договору в сумме 19 000 тенге. ТОО «С» является единственной организацией в городе, осуществляющей услуги населению по вывозу твердых бытовых отходов.
В августе 2020 года частным нотариусом выдана исполнительная надпись о взыскании с ответчика задолженности, которая в сентябре 2020 года отменена на основании письменного возражения ответчика Ж.
В судебном заседании установлено, что ответчик не обращался к исполнителю услуг с претензией либо с заявлением о расторжении договора об оказании услуг по вывозу ТБО.
Решением суда иск ТОО «С» удовлетворен. Взыскано с Ж. в пользу ТОО «С» сумма задолженности в размере 19 000 тенге и судебные расходы.
В данном случае свои выводы суд мотивировал тем, что документов о том, что ответчик самостоятельно осуществляет вывоз ТБО или заключил договор с иной организацией либо лицом, осуществляющим вывоз ТБО, не представил, оплату услуг исполнителя по вывозу ТБО не осуществлял. Также ответчиком суду не представлено доказательств самостоятельной утилизации бытовых отходов.
Другой пример.
ТОО «С» обратился в суд с иском к ИП «Ш» о взыскании задолженности. Иск мотивировал ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по заключенному договору от 5 августа 2015 года на оказание услуг по вывозу мусора с объекта — продуктового магазина «Бауржан». Ответчику предоставлялись услуги по вывозу мусора с территории вышеуказанного объекта по графику. Объем вывозимого мусора в месяц согласно предоставленным исходным данным для расчетов с заказчиком составлял 3 куб.м. Претензий от ответчика в адрес ТОО «С» на ненадлежащее исполнение обязательств и (или) об отказе от услуг не поступало. ТОО «С» ежемесячно выставлял абоненту платежные поручения на сумму оказанных услуг. Согласно пункту 34 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РК от 7 декабря 2000 года, а также пункту 3.2. договора, ответчик обязан своевременно, в установленные сроки, оплачивать предоставленные услуги. Факт оказания услуг подтверждает подписанные ответчиком счета-фактуры.
Решением Специализированного межрайонного экономического суда иск удовлетворен частично. Суд взыскал с ответчика в пользу истца задолженность в сумме 23 827 тенге и судебные расходы. В удовлетворении остальной части иска отказал, сославшись на то, что ИП «Ш» обязана была оплатить услуги ТОО «С» за период с мая месяца 2016 года по август месяц 2016 года, т.е. за четыре месяца до окончания срока действия договора. Согласно условиям договора от 5 августа 2015 года, заключенного сторонами между сторонами на оказание услуг по вывозу мусора с объекта, его действие прекращается 30 августа 2016 года, если одной из сторон за месяц до указанной даты не будет заявлено о продлении срока действия договора. Уведомлением от 13 июня 2016 года ответчик отказался от продления срока действия договора, в связи с чем, суд пришел к выводу о том, что договор прекратил свое действие с 1 сентября 2016 года, соответственно, ИП «Ш» обязана была оплатить услуги ТОО «С» до расторжения договора за период с мая 2016 года по август месяц 2016 года в сумме 23 827 тенге.
Другой пример
ТОО «С» обратилось в суд с иском к М. о взыскании задолженности по вывозу твердых бытовых отходов, мотивируя тем, что ТОО «С» оказывает населению города услуги по вывозу твердых бытовых отходов. С октября 2014 года по ноябрь 2017 года ответчик не производила оплату за данную услугу, в результате чего образовалась задолженность в размере 17 000 тенге. Договор с ответчиком был заключен 16 ноября 2015 года, однако ранее ей так же предоставлялась услуга, и оплату за данную услугу она производила.
М. обратилась в суд со встречным иском к ТОО «С» о расторжении договора на оказание услуг по вывозу ТБО, мотивируя свободой заключения и прекращения договора по соглашению сторон. Задолженность образовалась ввиду того, что она является инвалидом 2 группы, у нее на иждивении находятся несовершеннолетние дети. Кроме того, поскольку ТОО «С» отказывается идти ей навстречу, учитывать ее положение, то она отказывается от их услуг и продления договорных отношений.
Решением суда иск ТОО «С» удовлетоврен частично. Постановлено взыскать с ответчика М. сумму задолженности в размере 11 390 тенге и судебные расходы. В удовлетворении встречного иска М. к ТОО «С» о расторжении договора отказано.
Свои выводы суд мотивировал тем, что М. являлась потребителем услуг ответчика ТОО «С», оказывающего коммунальные услуги по вывозу бытового мусора населению. Вывоз ТБО производится в соответствии с утвержденным графиком вывоза спецмашинами. До настоящего времени данные правоотношения оформлены действующим договором от 16 ноября 2015 года. Пунктом 6.4 Договора предусматривается, что срок действия договора считается ежегодно пролонгированным и при изменении (повышении) тарифов на вывоз ТБО, договор не перезаключается. При этом ответчик вследствие затруднительного материального положения стала нарушать договорные обязательства с октября 2014 года, что привело к образованию задолженности перед ответчиком за оказанные услуги. В данном случае вывоз ТБО является коммунальной услугой, предусматривающей соответствующий режим предоставления такой услуги. Транспортировка и сбор коммунальных отходов в установленное место их хранения и переработки осуществляются организациями, специализирующимися в данной области, за счет собственников отходов, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг. Указываемые ответчиком М. обстоятельства и основания для расторжения договора с ТОО «С», со ссылкой на свободу заключения и расторжения договора, а также на представленную копию договора, якобы заключенного с ИП «П», не могут повлечь расторжение договора. Ссылка на некорректное поведение представителя ТОО «С» как основание для расторжения договора, заключенного с юридическим лицом-услугодателем, не состоятельна. Расторжение договора либо односторонний отказ от обязательства законодателем допускается лишь в случаях и по основаниям, прямо предусмотренным законом. Таких оснований, предусмотренных статьями 401 и 404 ГК, по данному делу не установлено.
Другой пример.
Решением суда было отказано в удовлетворении иска ИП «К» к К. о взыскании задолженности за вывоз коммунальных отходов. Судом установлено, что в соответствии с Публичным договором на вывоз твердых бытовых отходов, ряд лиц, в том числе ИП «К» определен победителем тендера по определению поставщика услуг по вывозу ТБО с территории города. В данном случае истец не представил доказательства опубликования публичного договора в средствах массовой информации. Кроме того, в связи с заключением договора о принятых взаимообязательствах между Управлением природных ресурсов и природопользования и ИП «С» права и обязанности сторон по публичному договору изменились. А именно, ИП «С» принял на себя обязательства по выполнению обязательств ИП «К», а жители должны были производить оплату не ИП «К», а ИП «С». Между тем, жители надлежащим образом не были уведомлены об изменениях условий публичного договора, как того требует пункт 1 статьи 402 ГК. Согласно этой норме гражданского законодательства соглашение об изменении и расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из законодательства, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное. То есть, суд учел, что публичный договор в соответствии с его пунктом 6.1 вступает в силу с момента его опубликования в средствах массовой информации, изменения условий этого договора с учетом требований пункта 1 статьи 402 ГК должны быть опубликованы в средствах массовой информации. То есть, жители не были надлежащим образом оповещены, уведомлены об изменениях условий договора, в том числе ответчик К. При таких обстоятельствах, суд признал иск незаконным.
Судья Атбасарского
районного суда А.Жапарова